Суббота, 18.11.2017, 17:07
Приветствую Вас, Гость

Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. N МД-883/03
"О направлении методических материалов ОРКСЭ"

 

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года N Пр-2009 в части введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" и с целью оказания методической поддержки Минобрнауки России направляет методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса.

Приложение: на 15 л.

 

 

М.В. Дулинов

 

Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в субъектах Российской Федерации

 

Настоящие материалы подготовлены с целью оказания методической помощи по подготовке и практической организации введения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики (далее - комплексный курс).

Апробация комплексного курса в настоящее время осуществляется в 21 субъекте Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. N Пр-2009 и в соответствии с планом мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного курса, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 1578-р.

Целью комплексного курса является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами комплексного курса являются:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Материалы подготовлены на основе вопросов, наиболее часто поступающих в адрес органов управления образованием, СМИ, учреждений, оказывающих методическую поддержку.

1. Каковы правовые основы преподавания сведений о религиозных культурах в государственной и муниципальной общеобразовательной школе? Чем отличается преподавание религиозной культуры от преподавания религии?

Преподавание основ религиозных культур в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учёта разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об образовании").

В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (ст.ст. 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение религиозных культур и светской этики проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с религиозными организациями по вопросам апробации комплексного курса, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.

В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.

В действующих федеральных законах, нормативных правовых актах, постановлениях и определениях Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации отсутствует юридически формализованное понятие "конфессия". Глава II Закона определяет две организационные формы религиозных объединений и разграничивает их правовой статус: религиозные организации (структура, обладающая в результате государственной регистрации правоспособностью юридического лица) и религиозные группы (община, создаваемая без образования юридического лица).

В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

2. Почему изучение религиозных культур и светской этики должно быть включено в программу обучения общеобразовательной школы? Как соотносится преподавание религиозных культур с содержанием образования, его целями и задачами?

С сентября 2011 года начнется введение в школах образовательных стандартов нового поколения. В новых стандартах не закрепляется обязательный минимум содержания образовательных программ, но устанавливаются требования к структуре этих программ, условиям их реализации и результатам освоения.

Согласно приказу Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 об утверждении и введении в действие стандарта начального общего образования стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей.

3. Какие аспекты религиозных культур будут, а какие не будут изучаться в рамках комплексного курса?

Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Содержание каждого модуля комплексного курса ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.

4. Как соотносятся знания, предлагаемые ученикам в рамках преподавания религиозных культур, с теми знаниями о мире, которые представлены в предметах естественнонаучного цикла?

Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.

Наука и религия не противоречат друг другу, являются отдельными сферами общественной жизни и социальной практики, решают конкретные задачи. Наука в большей мере решает задачу накопления точных, рациональных, объективных знаний об окружающей действительности, а религия более ориентирована на мировоззренческие и нравственные проблемы.

5. Как преодолеть ряд противоречий, возникающих при преподавании различных составляющих данного курса (взгляд на сотворение мира, человека и другое)?

Группой разработчиков выработаны согласованные структура и примерная программа курса, они не скрывают и не нивелируют разнообразие и множественность мировоззренческих взглядов и представлений. Комплексный курс включает шесть самостоятельных модулей, ориентированных на различные мировоззренческие группы в российском обществе. Современное российское общество является поликультурным, его составляют люди - носители различных мировоззрений. Мировоззренческое разнообразие общества естественным образом представлено и в школе. Педагог не должен в пространстве урока противопоставлять друг другу разные взгляды, подходы, мировоззрения. Противопоставление может вызывать непонимание со стороны обучающихся, ценностные и мировоззренческие конфликты в их сознании, поэтому учителю нужно избегать абсолютизации тех или иных взглядов.

Чтобы не допустить противоречий, важно постоянно учитывать, что содержание всех модулей ориентировано на общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы, а не на мировоззренческие и религиозные различия.

6. Как формировать взаимопонимание и уважение к взглядам другого у учеников, изучающих разные модули?

Образовательному учреждению рекомендуется не разделять учеников одного класса на группы на 1-м, 30-м и последующих уроках. Содержание 1-го и 30-го уроков - общее для всех модулей. На 31-34-м уроках рекомендуется провести презентацию творческих работ учащихся перед одноклассниками и родителями. Это позволит каждому ученику узнать о тех духовных, этических традициях, которые изучали его одноклассники, будет способствовать формированию у него уважительного отношения к другим взглядам и ценностям, к людям другого мировоззрения.

Последние уроки могут быть отведены для проведения школьно-семейного праздника "Диалог культур во имя гражданского мира и согласия", приуроченного к государственному празднику - Дню национального единства, проводимому 4 ноября. По усмотрению образовательного учреждения школьно-семейный праздник может быть проведен в рамках внеучебной деятельности.

Взаимопонимание между учениками укрепится, если учителя, преподающие разные модули курса "Основы мировых религиозных культур и светской этики", будут работать как одна педагогическая команда. Образовательному учреждению, школьному округу, муниципальному образованию рекомендуется в период апробации курса сформировать методическое объединение из учителей, преподающих разные модули. В рамках этого методического объединения могут решаться задачи: 1) разработки технологий и содержания преподавания курса в целом и отдельных модулей с учетом региональных условий и возможностей образовательного учреждения; 2) выстраивания системы межпредметных связей как между отдельными модулями, так и между новым курсом и другими предметами; 3) организации педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс; 4) организации проектной и внеучебной деятельности обучающихся.

7. Какой может быть система оценки знаний по вводимому курсу? Будут ли учитываться оценки по данному курсу при выведении общей успеваемости ученика?

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое).

Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.

8. Что следует делать, если родители говорят, что им все равно, что будет изучать их ребенок? Может ли какой-то из этих модулей быть выбран по умолчанию? Можно ли менять модуль?

Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.

Наряду с организацией в школах коллективного ознакомления родителей школьников с образовательной программой, проведением родительских собраний, конференций, может потребоваться и индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определён школьным советом (органом самоуправления в школе) с участием родительского сообщества.

9. Сколько детей в классе или параллели должны выбрать тот или иной раздел курса, чтобы для них был выделен специальный учитель и организована учебная группа?

В соответствии с компетенциями образовательного учреждения, закрепленными Законом Российской Федерации "Об образовании", решение о возможном количестве учебных групп и организации изучения курса в рамках образовательной программы принимает школьный совет с учётом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе, а также возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями. Нецелесообразно решать этот вопрос формально, установив нижнюю границу наполняемости учебной группы без учета конкретных условий и возможностей. Вместе с тем, в рамках изучения курса при возникновении соответствующей потребности можно предусмотреть организацию учебных групп школьников по тому или иному модулю курса из нескольких классов на базе одной школы и даже из нескольких классов ближайших по территориальному расположению школ.

10. В какой мере к процессу преподавания могут быть привлечены родители, представители религиозных организаций, диаспор?

Вести курс могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку. В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций. Также целесообразно использовать педагогические возможности образовательных экскурсий в музеи, выставки, центры дополнительного образования детей, реализующие различные авторские образовательные программы в области культуры, этики, морали, духовно-нравственного воспитания.

Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статья 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Целесообразно приглашать родителей, участников местного сообщества на завершающие открытые мероприятия, уроки-инсценировки, уроки-праздники и т.п., а также наладить системное тесное сотрудничество с родителями школьников на протяжении всего изучения курса.

11. Как обеспечивается необходимая подготовка учителей к преподаванию комплексного курса?

Подготовка учителей ведется под эгидой Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования и включает два этапа. На первом этапе (ноябрь - январь) в Академии планируется провести обучение 500 преподавателей-тренеров из 62 регионов, не участвовавших в апробации. На втором этапе (февраль - март) тренеры, успешно прошедшие обучение в Академии, будут вести подготовку учителей в регионах. Таким образом, к началу IV четверти учителя должны пройти необходимую подготовку.

12. В чём может заключаться участие религиозных организаций, в разработке учебных и методических пособий и подготовке учителей к преподаванию модулей курса по религиозным культурам?

На первом этапе группой разработчиков учебно-методического обеспечения с участием соответствующих религиозных организаций подготовлены пособия для учащихся по разным модулям курса об основах религиозных культур. Для организации взаимодействия в регионах целесообразно создать координирующий орган при руководителе высших исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, в который включить представителей религиозных организаций.

При подготовке в регионах учителей по модулям религиозной культуры ориентиром в организации взаимодействия со всеми религиозными организациями может служить Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской Православной Церкви (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 13 июля 2007 г. N 03-1584).

13. Как обеспечить оплату труда учителям, у которых появляются дополнительные часы учебной нагрузки в связи с делением классов на группы?

В условиях нормативного подушевого финансирования средства на оплату труда из регионального бюджета поступают в школы не по смете в зависимости от количества часов учебной нагрузки, а по нормативу в зависимости от числа учеников. В этих условиях школы могут самостоятельно распределять средства, устанавливая собственные системы оплаты труда. При этом условия оплаты труда не могут быть ухудшены по сравнению с установленными действующим законодательством.

Согласно рекомендованным Минобрнауки России модельным методикам нормативного подушевого финансирования школ и формирования системы оплаты труда учителей предлагается школам разделять базовую часть фонда оплаты труда учителей на общую часть (для оплаты за учебную нагрузку и внеурочную работу) и специальную часть (для выплаты доплат, надбавок, размеры которых устанавливает школа, исходя из имеющихся средств). При необходимости школа может самостоятельно скорректировать соотношение этих частей, чтобы обеспечить оплату за увеличение нагрузки.

14. Где можно найти дополнительную информацию и материалы, полезные для более глубокого освоения и преподавания курса, а также для организации взаимодействия с религиозными организациями на местах?

С целью обеспечения учителя необходимой информацией для успешного преподавания курса подготовлены книга для учителя: справочные материалы для общеобразовательных учреждений и книга для родителей.

Помимо этого, Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при участии Минобрнауки России создан и сопровождается специализированный портал www.orkce.ru, начавший работу в сентябре 2010 года. Информация на портале размещена в следующих разделах: "Новости и СМИ об ОРКСЭ", "Нормативные материалы", "Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора", "Региональный опыт апробации". Для обмена мнениями на портале располагается форум.

Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru.

Информационно-методическое сопровождение различных проектов в рамках создания и развития социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, социальных педагогов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений, реализуется Национальным фондом подготовки кадров совместно с рядом субъектов Российской Федерации, в том числе участвующих в апробации комплексного курса. Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ представлен по адресу: www.openclass.ru. В субъектах Российской Федерации:

Вологодская область (www.openclass.ru/vologda),

Калининградская область (www.openclass.ru/kaliningrad),

Камчатский край (www.openclass.ru/kamchatka),

Пензенская область (www.openclass.ru/penza),

Тамбовская область (www.openclass.ru/tambov),

Томская область (www.openclass.ru/tomsk),

Чувашская Республика (www.openclass.ru/chuvashia).

Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:

Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru;

Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.

Информация о религиозных организациях размещена на следующих Интернет-ресурсах:

http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;

http://www.muslim.ru Совет муфтиев России;

http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;

http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.

Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:

сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru;

сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).

 

Заместитель директора
Департамента общего образования

С.Л. Тетерина